Теория танца – связь эмоций и движения

Француз Франсуа Дельсарт (1811- 1871) сформулировал в конце XIX в. принципы, оказавшие решающее влияние на развитие танца по ту сторону Атлантики. Давая каждому жесту определенное значение, он установил прямую связь между движением и эмоцией, центром которой он считал торс. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) вводит в практику ритмическую гимнастику, которая развивает музыкальный слух.

Этот метод развития слуха и ритма с помощью движения имел успех главным образом в Германии. Наконец, венгр Рудольф фон Лабан (1879-1958), который был великим экспериментатором, первым сделал так, что все движения в танце получили смысловую нагрузку. Он выработал систему анализа движения, а также способ записи (1928), которые имеют и сегодня большое значение. У Лабана пространство, время и стремление вперед – три основные фактора движения, которое он определяет как траекторию, пройденную между разными точками в пространстве. Ещё один интересный способ прочувствовать движения телом – погрузиться в минибассейн и попробовать станцевать танец в воде. Все движения получатся очень плавными и чувственными.

Немецкий экспрессионизм и японский буто

В Германии 20-х гг. XX в. появился экспрессионистский танец (Ausdrucktanz) на фоне истинного культа обнаженного тела и физической культуры, связанного с желанием общества одновременно с быстро развивающейся промышленностью вновь обрести связи с природой.

Разделяя с экспрессионизмом его тенденции, эта новая художественная форма не примкнула ни к какому течению. У нее множество лиц, она состоит из смеси совершенно разных индивидуальностей и тенденций. Ее преимуществом было официальное признание, и она получила значительное развитие, грубо оборванное приходом национал-социализма. Во времена депрессии 30-х гг. хореографическое творчество выводит на сцену конвульсивные движения тел, живущих в мрачном и угрожающем мире. Рудольф фон Лабан и Мари Вигман становятся выразителями идей этого поколения.

Обреченные на эмиграцию, немецкие артисты способствуют развитию современного танца за пределами Германии. Первой была Ханья Холм, творчество которой стало направлением в американском искусстве. Послевоенная Германия отбросила болезненные воспоминания экспрессионистского прошлого, ему на смену пришел неоклассический танец. Наследницы экспрессинизма Сюзанна Линке, Рейнхидд Гофман и особенно Пина Бауш, нашли приют в «Фолък-ванг Хохшуле» Эссена, основанной Куртом Йооссом, предшественником танцевальной драмы. Пина Бауш известна во всем мире, она создала тащтеатр, жанр спектакля, в котором тело – основное средство развития драматического действия.

Понравилось? Поделись с друзьями!